пятница, 13 апреля 2012 г.

К бабе, к деду я поеду На лошадке, в красной шапке

                        Занятие в мини-музее для детей от пяти лет
Дети с воспитателем стучатся в «избу».
Воспитатель: Мы желаем добра хозяевам этого двора. Отворяйте дверь. Гости у порога!
Дед и Бабушка отворяют дверь, приветствуют детей поклоном. Дети отвечают.
Дед и Бабушка: Здравствуйте, гости дорогие, долгожданные!
Дети: Здравствуйте, Дедушка и Бабушка.
Бабушка: Проходите в горенку, садитесь на лавочки.
Дети заходят в комнату и рассаживаются на лавках.
Воспитатель: Пришли мы узнать, как вы живете-поживаете: в добром ли здравии?
Что нового в хозяйстве?
Бабушка: Все мы вам покажем, все расскажем. (Спохватывается.) Дед, ты лампу-то не выключил?
Дед: Ой, забыл, заработался. (Берет в руки керосиновую лампу.)
Воспитатель: Какой странный предмет! Неужели это лампа?
Бабушка: Неужто никогда видеть не приходилось? Это же керосиновая лампа. Очень нужная вещь в хозяйстве. А как она работает, я сейчас вам покажу. Дед, где у нас маленький амбарчик со спичками? (Дед подает коробок со спичками. Бабушка зажигает лампу, объясняет свои действия.)
Воспитатель: Оказывается, огонь может жить в керосиновой лампе. Ребята, а где еще может жить огонь? (Ответы детей.)
Бабушка: Ишь, разумные какие! А у вас дома есть такие лампы? Нет? Удивительно!
Воспитатель: Керосиновая лампа, конечно, в хозяйстве нужна — там, где электричества нет. Но такая ли уж она удобная?
Давайте, ребята, поиграем в игру «Хорошо —плохо» и выясним преимущества и недостатки керосиновой лампы.
Дети перечисляют, чем керосиновая лампа хороша, а чем плоха.
Дедушка: Ну, хоть и есть у нашей лампы недостатки, а без нее в хозяйстве нам не обойтись.
Бабушка: Про лампу вы все знаете. А вот про прялку и не слыхивали, наверно.
Воспитатель: Слыхали — да краем уха. Видали — да издалека.
Бабушка: Ну, так я вам ее покажу. Дед, подай с полочки веретено, покажу детям, как прядут. (Бабушка садится за прялку, берет в руки веретено, объясняет, как пряли шерстяную нитку.) Ну а есть ли среди девочек умелицы? Кто из них сможет веретено запустить да нитку спрясть?
Желающие девочки по очереди садятся за прялку. Скорее всего они с поставленной задачей не справляются. Тогда Бабушка достает непряденую шерсть и показывает, как ее расчесывали специальными чесалками. Потом раздает детям по кусочку шерсти и предлагает скрутить нитку, смачивая пальцы. Дети скручивают нить.
Воспитатель: Да, Бабушка, с прялкой мы и правда обращаться не умеем — нет у нас сноровки. Зато дети знают, откуда берутся и для чего нужны шерстяные нитки. Спроси-ка их. (Дети рассказывают Бабушке и Дедушке то, что им известно о шерстяных нитках.)
Бабушка: А ты, Дед, покажи детям диковину, которую купил на ярмарке.
Дед: Вот взгляните-ка — это рубанок. Рубанок в хозяйстве вещь нужная. Я им досочки для лавочки строгал. Вот так. (Показывает. Предлагает попробовать поводить рубанок нескольким мальчикам.)
Бабушка: Ой, заболталась я с вами. Дед, посмотри, готово ли наше угощение?
(ДЕД ЗАГЛЯДЫВАЕТ В ПЕЧКУ)
Воспитатель: Дети, а куда это заглянул дед? что это такое?
 Дети: Печка.
Воспитатель: Верно, печка. Эта печка называется русской печью. Она очень большая. А теперь скажите мне: для чего нужна русская печь?
Дети: Печь нужна, чтобы в избе было тепло и чтобы готовить еду. На печи можно полежать и погреться.
Воспитатель: Верно, дети. Печь моя и греет, и лечит, и жарит, и парит, и варит. А какие щи да кашу можно сварить в русской печи! Но сегодня я хочу вас картошкой угостить. А в чем она варится, вы узнаете, если загадку отгадаете:
У печи стоит предмет,
Он тяжелый, спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен.
В нем сготовить можно ужин.
Дети: Чугунок
Воспитатель: Правильно, это чугунок. Называется так потому, что сделан из чугуна — в кузнице отлит. Чугунок крепкий, в огне закаленный. Его смело можно в печь ставить. Я в нем и кашу варю, и картошку. А ваши мамы в чем готовят?
Дети: В кастрюле.
Воспитатель: А почему не в чугунке?
Дети: Мама готовит на газовой (или электрической) плите. Для этого удобнее пользоваться кастрюлями. Они намного легче, у них есть ручки, за которые посуду удобно держать.
Воспитатель: А для меня чугунок удобнее. Его можно ставить в русскую печь, он не запачкается и не прогорит. Для того чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься, я беру ухват (показывает).
Про ухват и загадка есть:
Стоит в углу палка,
А на ней металлическая рогатка.
Вы эту загадку запомните. В следующий раз загадают ее вам, а вы ответ уже знать будете. Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой чугунок (показывает) и не поставлю на огонь. Огню мои руки не достать. Но, чтобы с ухватом да чугунком управляться, нужны ловкость да сноровка. Хотите попробовать, каково это — ухватом орудовать?
Дети по желанию пробуют зацепить чугунок ухватом и приподнять его.
Трудно? Трудно! Да только не крестьянкам, что с детства у печи управляться научились.
Воспитатель: А пока картошка варится, мы с вами позабавимся. Есть у меня волшебный кубарик. (Волчок.) Скажешь ему волшебные слова:
Крутись, волчок,
Ложись на бочок.
— он покружится-покружится и уляжется. Куда «носиком» укажет, туда и смотреть надо: что в той стороне стоит, висит, лежит да как называется.
Дети называют предметы, находящиеся в «избе», и объясняют, для чего они предназначены: ступа, скалка, коромысло, сундук, туесок, чугунок, ухват.
Воспитатель: Совсем мы с вами заигрались и забыли про картошку. Она, наверное, сварилась уже. Что я открываю у печи?
Дети: Заслонку.
Воспитатель: В чем варилась картошка, помните?
Дети: В чугунке.
Воспитатель: Ох, горяч чугунок! Чем же его ухватить?
Дети: Ухватом.
Воспитатель: Вот и сварилась картошка в лупяках, прямо в своей одежке! (Достает «парный» чугунок с заранее сваренной картошкой.) Сегодня я вам о русской печи рассказала, чугунок с ухватом показала. Делу время, потехе час. Угощу картошкой в лупяках вас.

Игра «Да—нет»
Дедушка и Бабушка задают вопросы о возможном предмете. Дети отвечают либо «да», либо «нет».
              утюг.
Бабушка: Что это за диковина такая с веревкой?
Воспитатель: Дети, для чего нужен утюг? (Ответы детей.) Чем раньше Бабушка гладила белье?
Дети рассказывают историю утюга, представленную предметами музея, показывают, как гладили с помощью «праутюгов», как закладывали угольки в чугунные утюги и т.д. Все вместе читают стихотворение С.Маршака:
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать!
Дедушка: Ай да молодцы! Ай да умники! За их старание да прилежание расскажи им, Бабушка, сказку.
Бабушка: Сказку? Дай-ка припомню… Рассказать вам про лису?
Дети: Да!
Бабушка: Да она давно в лесу! Может, лучше про гуся?
Воспитатель: Про гуся — так про гуся!
Бабушка: Так вот и сказка вся!
Воспитатель: Бабушка, ты над нами шутишь!
Бабушка: Ладно, ладно. Слушайте:
По поднебесью, братцы,
Медведь летит.
Медведь летит,
Хвостом вертит.
Свинья на дубе гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела:
Не утяточек, не цыпляточек —
Малых детушек, поросяточек.
Поросяточки на сучках висят,
На сучках висят — полететь хотят!
Вот и сказка вся —
Повторить нельзя!
Дед: Ай да сказка-небылица! И могло же такое случиться! А теперь я с детьми поиграю, пословицы им загадаю.
Игра «Ты начни, а я закончу».
Дед начинает пословицу, дети подсказывают ее продолжение. Потом дети могут поменяться ролями с Дедом.
Воспитатель и дети благодарят Бабушку и Дедушку, прощаются и уходят.

1 комментарий: